Родилась 1 января 19** года в деревне Куштиряк Бакалинского района. Ведущая актриса татарского театра ''НУР''. Работает в театре с первых дней его основания – с 1993 года. Окончила Уфимский государственный институт искусств по специальности "актер драматического театра и кино" в 1993 году .



Роли:

1.Мавия - "Заблудшая" М.Файзи

2.Маруся - "Зулейха Г.Исхаки

3.Сэйлэн – ''Знакомство по брачному объявлению''Г. Каюмова

4.Гостья - "Башмачки" Т.Гиззат, М.Файзи

5.Рамзия – ''Вслед за счастьем'' Х.Вахита

6.Дашка - "Ночные забавы" А.Ибрагимоваp

7.Гульчачак "Ночные забавы" А.Ибрагимова

8.Бибигуль - «Гуси-лебеди» Р.Сафина

9.Зульфия – ''Бесстыжая сестра'' А.Идельбаева

10.Телли – «Аршин мал алан» У. Хаджибекова

11.Хамида – «Одинокая» Т. Миннуллина

12.Кошка – ''Лесная сказка '' С.Кудаш

13.Магруфа – «До третьих петухов» Г. Камала, М. Файзи

14.Карчачак – '' Похождение Былтыра '' По произведению Г. Тукая

15.Мария – «Фонтан слез» С. Латыпова, Х. Фатыховой

16.Гульнур – «Роковая тайна» Р. Киньябаева

17.Соседка – «Пуля» Д.Салихова

18.Наиля – «Бичура» М. Гилязова

19.Жанинна – «Забавный случай» К.Гольдони

20.Галиябану – «Галиябану» М.Файзи

21.Миляуша – «Страсти-мордасти» М.Амира

22.Феридэ – «Птичка певчая» Р.Н.Гюнтекин

23.Вазифа – «Дочки-матери» Т.Миннуллина

24. Сажида – ''Зятек'' Х.Ибрагимова

25. Девушка-мечта – ''Тайны горшечника'' А.Кашфуллина

26. Гульжихан – ''Банкрот'' Г. Камала

27. Марфуга –''Банкрот'' Г. Камала

28. Мартина – ''Полетели?!'' Ив Жамиак

29. Зиля – ''Поздравляю, ты стал папой!'' Р.Киньябаева

30. Звезда - ''Нурзада и Нурсылу'' И. Альмухаметова

31. Зулейха – «Родник» Н. Асанбаев

32. Коринкина – «Без вины виноватые» А. Островский

33. Гвардеец - "Железное сердце Тутти" А.Ахметова по мотивам романа Ю.Олеши "Три толстяка"

34. Арлекин - "Железное сердце Тутти" А.Ахметова

35. Женя - "Чистая вода печали" В.Гуркина

36. "Обретая свет в пути..." театрализованнное представление

37. "Ночное путешествие"

38. Катерна - "Зятья Гергери" Т. Миннуллина

39. "Песни юности прошедшей..." ретро-представление

40. Дания - "За кулисами, или Дель арте по-татарски" Амануллы







****************************************************************************************************************************************

МЕЛОДИЯ НА ВСЮ ЖИЗНЬ

«Галиябану» - одна из самых первых пьес национальной драматургии была написана Мирхайдаром Файзи в 1916 году.

Ровно через год она свет на сцене башкирского театра драмы в Стерлитамаке, первой столице Башкирии. Впервые осуществил постановку «Галиябану» художественный руководитель театра, известный в театральном мире России в начале XX века режиссер, основатель первых сценических объединений в республике В.Г. Муртазин-Иманский. И уже позже, в 1922 году, когда расширились территориальные границы БАССР и столица республики переместилась в Уфу, стерлитамакская труппа слилась с татаро-башкирской Уфимского государственного показательного театра, и пьесу стали играть на уфимской сцене.

Практически с «Галиябану» связана целая эпоха развития театрального искусства нашей республики. С небольшими перерывами пьеса была в репертуаре башкирского театра на протяжении тридцати пяти лет. Одной из первых исполнительниц роли Галиябану была незабвенная Бэдэр Юсупова. А уже позже, когда в начале 70-х годов спектакль поставил Рифкат Исрафилов, эту пьесу играли Нурия Ирсаева с Фиданом Гафаровым (Халиль) и Илсияр Гизетдинова.

Спектакль долгие годы был визитной карточкой театра, и уже само имя Галиябану стало нарицательным, своеобразным символом чистоты, нежности чувств, произносилось всегда с неизменным трепетом, вдохновением.

И вот постановку этой легендарной пьесы на сцене Уфимского государственного татарского театра «НУР» осуществил заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан Абылхаер Сафиуллин. А помогли в этом главному режиссеру театра художник , Гиззатуллин, композитор, заслуженный работник культуры РБ А. Акчурин, а также хореограф заслуженный работник культуры РБ и РФ Геннадий Анищенко.

-То, что пьеса появилась в репертуаре Татарского театра, - абсолютно закономерно, - говорит главный режиссер «НУРа» Абылхаер Касимович. – Идеей поставит «Галиябану» я загорелся еще три года назад. Но, видимо, время лишь сейчас пришло. Мне давно хотелось вернуть в наш театр старинные народные пьесы, вернуть темы и мелодии, которые будут жить вечно. Хотелось вернуться к истинному в нас, к истокам. Поразмышлять о том, почему родные люди становятся вдруг врагами, губят своих близких, не понимают детей (как будто никогда сами не были молодыми) и, повинуясь к порыву гнева, ломают их судьбы.

Спектакль о любви. Первой, чистой и светлой, непорочной. Но не только. Режиссер постарался в точности отразить замысел драматурга и показать не только прекрасное чувство юных влюбленных, но и те жизненные противоречия, изъяны человеческой души, которые в одночасье могут разрушить самое святое.

Итак, извечные проблемы отцов и детей. Конфликт поколений. Эта тема для нашей драматургии не нова. Но тем более актуальна и сегодня, когда, словно в один миг, сломались ориентиры, огрубели души и надломился стержень – сокровенные понятия – семья, родной дом, способный защитить, согреть, спасти… И, видимо, режиссеру нужно было как можно сильнее отразить это противоречие старых и молодых, поэтому в спектакле достаточно большой внимание уделяется показу взаимоотношений родителей Галиябагу – интересная работа заслуженной артистки РБ Фины Валеевой (Галимабану) и Ильнура Валитова (Бадри). Они еще совсем не старые, по современным меркам, - чуть более сорока обоим, живут в мире и согласии, гордятся своей дочерью – красавицей и умницей, мастерицей на все руки Галиябану (заслуженная артистка РБ Гульназ Мухамадиева), которая незаметно выросла и уже пора искать достойного спутника. Естественно, родители желают дочери счастья и надеются, что избранником их ненаглядной кровиночки станет самый видный парень деревни – Исмагил (Рушат Мударислв). Но Любовь делает свой выбор.

Как в этой ситуации поведут себя родители? Сумеют ли отстоять свое чувство герои? Имеет ли право даже самый родной человек, давший жизнь, безжалостно отнять веру и право быть счастливой?! И что такое вообще счастье? Что такое любовь? Красота?

Галиябану – эта та же Джульетта, а ее любимый Халиль (Ильгам Шамсутдинов) – Ромео – юные, светлые, влюбленные, только-только проклюнувшиеся бутоны самых прекрасных первых весенних цветов… так и не сумевшие в этой жизни ощутить себя по-настоящему счастливыми…

Как же жить им всем после случившегося?

До конца дней своих будет мыкать горе жестокий Исмагил – колоритная, характерная и яркая работа Рушата Мударисова. В душевном одиночестве скоротает свой век Галиябану – нежная, трепетная, любящая в исполнении талантливой актрисы Гульназ Мухамадиевой показана очень убедительно. В боли за дочь состарится ее мать, а отец, собственной рукой разрушивший мечты и надежды кровинки, окажется несчастнее всех на этой земле…

Странные люди. Смешные, добрые, наивные, и в то же время жестокие, непонимающие… История стара, как мир. И в то же время не перестает будоражить сердца и души людей. Потому что она о вечном, о непреходящих ценностях. И поставлена старинная пьеса достаточно современно и, главное, так задушевно, искренне, а актеры с каждым спектаклем настолько органично вживаются в создаваемые ими образы героев, что не оставляют зрителей равнодушными.

Подкупает и новое постановочное решение спектакля. Задуманный режиссером и художником первоначально для большой сцены, оно должно было иметь объемные декорации. Пока же «Галиябану» играется на Малой сцене театра, и ее возможности просто не позволяют в точности воплотить замысел постановщиков. Но придуманное режиссером световое решение спектакля, в котором главным действующим лицом становится белый цвет, как символ чистоты, непорочности, самого лучшего и светлого, что есть в человеке и на земле, попадает в цель и задает тон всему действию. Впрочем, Абылхаер Касимович не был бы самим собой, если бы с самого начала не задал особый поэтический тон спекаклю. Задуманный режиссером как полусказочный, полу реальный сон наяву, который снится родному брату Галиябану – Садретдину (его исполняют заслуженные артисты РБ Махмуд Фатыхов и Марат Исхаков- Садретдин в старости), спектакль сразу настраивает зрителей на восприятие происходящего на сцене сквозь призму личных воспоминаний (у каждого, естественно, своих, неповторимых), личных ощущений и именно поэтому становится столь близким, понятным.

Одной из лучших в спектакле, на мой взгляд, является сцена на погосте. У могилы Халиля встречаются Садретдин – ребенок, каким он был в годы юности своей сестры Галиябану, и его Старость. Прошлое,-Будущее и Настоящее словно соединились в этой встрече и в дальнейшем озвучиваются через воспоминания ребенка, оживают в образах милых его сердцу людей. Философский тон спектаклю задает и сквозной лейтмотив, который ненавязчиво, но достаточно упорно задает в каждой своей работе Абылхаер Сафиуллин: какой оставим след на земле? Эта сцена (у М. Файзи нет в ее пьесе) очень важна и удачно придумана режиссером, так же, как и желание сделать спектакль не просто музыкальным, мелодраматическим, а, скорее, ностальгическим по чему-то очень важному и главному в жизни каждого человека.

…. Поразительна финальная сцена спектакля. Нет больше среди живых Халиля. Ушел с пути и Исмагил. Галиябану одна встречает каждый день рассвет и с болью, молчаливо вглядывается в даль – смотрит на нас из той жизни, где она была счастливой…. И снег порошит ее еще золотые длинные косы, словно согревает несбывшейся надеждой.

Гюльнара Иксанова

О театре И не только:очерки, интервью, рецензии.- 2006 г.

Роли, созданные в спектаклях прошлых сезонов: