Родилась 5 января 19** года в деревне Старо Исаево Нуримановского района. Закончила Уфимское государственное театрально-художественное училище в 1952 году. Работала в Салаватском драматическом театре, Башкирском академическом театре имени М.Гафури. Стояла у истоков Театра юного зрителя.

Роли:

1.Хатира – «Платочек юности моей» Т. Миннуллина,1994

2.Бибиасма – «Осень» Г. Исхаки,1995

3.Сайда – "Убей меня, голубчик!»А. Несина,1996

4.Тутыя ханум – /«Не ожесточай сердце свое»/ Р. Кол – Давлета,1997

5. Таифа – /«Три аршина земли»/ А. Гилязева,1997

6. Марфуга – /''Ясновидец''/ З.Хакима,1998

7. Сайма – /«Волосатое чудо»/ Амануллы,1998

8. Жихан – /«Аршин мал алан»/ У. Гаджибекова,1999

9. Разия – /«Одинокая»/ Т. Миннуллина,2000

10. Женщина – /«Сновидение»/ М. Гилязова,2002

11. Колдунья – /«Колдунья»/ Н. Гиматдиновой,2002

12. Мать Марьям – /«Черно-белые чудеса»/ И. Бикбулатовой,2003

13. Галимабану – ''Галиябану'' М.Файзи,2004

14. Курбанбикэ – /''Вечернее застолье''/ М.Карима,2009

15. Бабушка Феридэ – /«Птичка певчая»/ Р.Н.Гюнтекин,2005

16. Х.Ибрагимов /''Зятек''/ - сваха Мигри,2006

17. Тутакай - /''На совином повороте''/ Ф.Бигашева ,2007

18. Нагима – /''Банкрот''/ Г.Камала,2007

19. Тетушка – ''ПО СОСЕДСТВУ МЫ ЖИВЕМ'' Амануллы,2008

20. Нагима – /''Банкрот''/ Г.Камала ,2007

21. Жихан - «Опаленные песней» М.Файзи,2008

22. Галима – «ХАДЖИ ЭФЕНДИ ЖЕНИТСЯ» Ш.Камала,2010

23. Ак эби – «Озеро моей души» Р. Нурлыгаянова,2011

24. Марфуга эби – «История одного недоразумения» ,2012

25. Мама - «Белое платье моей матери» Ш.Хусаинова,2013

26. Авдаки – «Зятья Гергери» Т. Миннуллина,2014

27. Камиля – «Похищение девушки» М. Карима,2014





АКТРИСА БЫТЬ СПОСОБНА И КОРОЛЕВОЙ, И РЕБЕНКОМ



Савия Сираева всего добилась в жизни сама

Встреча с заслуженной артисткой Российской Федерации, народной артисткой Башкортостана и Татарстана Савией Гимадлисламовной Сираевой – всегда праздник. Ибо эта удивительная актриса, обладая потрясающей энергетикой, способна каждого, кто видит ее на сцене или оказывается рядом, зажечь своим оптимизмом и жизнелюбием.



НАДЫШАТЬСЯ СЦЕНОЙ

Она стала актрисой по зову души. Так бывает, когда человек с детства увлечен сценой настолько, что не представляет без нее своего существования. Желание играть, перевоплощаться, представлять себя в разных образах, переноситься из одной эпохи в другую, проживать сразу несколько жизней, быть одновременно и ребенком, и королевой родилось вместе с ней. Савия Гимадлисламовна – самодостаточный человек и счастливая актриса. Ее творческий путь, как и жизнь, не был усыпан розами. Как раз наоборот, судьба постоянно преподносила одно испытание за другим. Она всегда верила в свои силы, не ждала подарков от судьбы, сама была себе опорой.

1949 год. Послевоенное счастливое и трудное время. Савия - первокурсница театрально-художественного училища. Впереди – целая жизнь, полная самых прекрасных надежд. Каждый новый день учебы- праздник. Руководитель курса – великолепный Хажи Гирфанович Бухарский. Сильный, энергичный, талантливейший режиссер и хороший человек. Корифеи сцены – Шаура Муртазина, Лек Валеев, Рим Сыртланов, обучают актерскому мастерству, сценической речи, пластике. Савия учится легко, вдохновенно, впитывая в себя, как губка, каждое слово педагогов.

Неудобства общежитской жизни в деревянном бараке без удобств закаляют характер. В те годы Башкирский академический театр драмы имени М. Гафури и оперный театр располагались в одном здании. После занятий Савия со своими однокурсниками сразу спешила в оперный на балет. Старалась посмотреть все спектакли, побывать на репетициях, надышаться атмосферой сцены.

ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ – НЕ ПРОБЛЕМА Первый студенческий спектакль – «Сакмар» по пьесе Сагита Мифтахова. У Савии – роль активной жизнерадостной колхозницы, вдовы Сулумбики. Автор пьесы был родом из того же района, что и Савия. Однажды на репетиции режиссер Хажи Бухарский сказал: «Савия, ты должна так сыграть, чтобы дух Сагита Мифтахова возрадовался». Савия играла с упоением. По актерскому мастерству у нее всегда было “отлично”. Юной актрисе с ее задорным, веселым характером легко было стать Любовью Шевцовой в “Молодой гвардии” в постановке народного артиста РФ Ф. П. Крашенникова, сыгравшего большую роль в становлении актрисы; перевоплотиться в старушку Лукерью (“Свадьба с приданым”); сыграть Вассу Железнову на татарском и русском языках, хотя по-русски тогда говорила с трудом. Федор Павлович работал всегда с юмором, тонко и деликатно, - вспоминает Савия Гимадлисламовна. – Я была очень упрямая и смешливая. А он сумел меня воспитать, укротить. Помню, мы делали вторую сцену в “Вассе”, и у меня никак не получался один кусок, и я, молодая и смелая, заявила: “Не буду играть этот отрывок”. Режиссер спокойно парировал:”Ладно, пока Сираева смеется, мы будем дальше репетировать”. После окончания театрально-художественного училища в связи с замужеством актриса некоторое время работала в Башгосфилармонии, участвовала в декадах искусства, в ансамбле Ф. Гаскарова, пела в хоре. Вначале все складывалось благополучно, но вскоре с двумя детьми на руках актриса осталась одна. Нужно было поднимать на ноги маленьких сыновей, добывать им и себе пропитание и… быть актрисой, играть. Но малышей не с кем было оставить, и она потеряла работу.



ВСЕ СКЛАДЫВАЛОСЬ УДАЧНО, НО…

Это был самый драматичный период в ее жизни. Приходилось работать в драмкружке, в ансамбле, петь в хоре, чтобы быть с детьми.

А затем судьба привела ее в Салаватский драматический театр, где она создала более двадцати образов в спектаклях русской и башкирской классической драматургии.

Театр и жизнь, как все переплетено! В Салаватском драмтеатре актрисе сразу выпала серьезная роль Гульнисы в спектакле “Райса” Нажиба Асанбаева. Характер сильный, сложный. Образ глубоко психологический, но отрицательный. Ради счастья своей дочери эта немолодая женщина порой поступает жестоко, некрасиво по отношению к другим, но актриса находит объяснение ее поступкам и пытается показать зрителям боль матери, находит в ней что-то хорошее, светлое, даже защищает. В этом подходе к роли – огромное жизнелюбие актрисы, ее прекрасные человеческие качества, ум, доброта. Эта роль принесла ей удовлетворение и дала прекрасный стимул для дальнейшей работы.

В 1964 году Савию Гимадлисламовну пригласили на работу в Башкирский академический театр драмы имени М. Гафури, где она создала неповторимые женские характеры.

Все скалдывалось удачно. Но едва актрисе исполнилось 55 лет, как ей сообщили о том, “…что в труппе наступил перебор женского состава, и она попала под сокращение”.

ПОДВЛАСТНЫ НЕ ТОЛЬКО РОЛИ Так, отслужив сорок лет в родном театре, актриса вынуждена была уйти. Она не держит ни на кого зла, но боль от несправедливости осталось. Яркие, интересные образы создала актриса в Уфимском государственном татарском театре “НУР”, где проявилось ее драматическое мастерство. Достаточно вспомнить ее роли в спектаклях “Осень” Г.Исхаки (Бибиасма), “Три аршина земли” А.Гилязева (Таифа), “Одинокая” Т.Миннуллина (Разия), “Колдунья” Н.Гиматдиновой (Колдунья), “Волосатое чудо” Амануллы (Саима), “По соседству мы живем…” Амануллы (Тетушка) и другие. Как мастерски, глубоко была сыграна актрисой роль Колдуньи в одноименном спектале. Здесь ярко проявилось драматическое дарование Сираевой. Вообще, такой актрисе, как Савия Гимадлисламовна, с ее темпераментом, глубиной проникновения в образ, психологизм и, наконец, прекрасной актерской школой, повластны любые роли. И не только роли. Савия Гимадлисламовна в 2001 году была награждена премией фестиваля детских постановок “Колонсак” “За лучшую режиссуру” за постановку спектакля “Лесная сказка” по одноименному произведению С. Кудаша. Все, чего достигла актриса в жизни, она добилась сама. Своим трудом, терпением и талантом. И, хвала Всевышнему, продолжает радовать нас своими новыми работами в театре. Уже двадцать лет актриса работает на радио “Шарк”, ведет юмористические передачи. Она же идейный вдохновитель и душа традиционных творческих встреч в клубе “Звезды Башкортостана”, где уже на протяжении 17 лет дважды в год собираются ветераны сцены, артисты, режиссеры, поэты, драматурги, художники, балетмейстры.

На все хватает душевных сил и теплоты у Савии Гимадлисламовны. Ее очень любят молодые коллеги в театре “НУР”, берут с нее пример.

Гюльнара ИКСАНОВА

"Республика Башкортостан" № 33 от 19 февраля 2009 г.

*****************

Неповторимая Савия Сираева

Культура // Персона

Семидесятилетие каждый встречает по-своему. Одни - в кругу друзей, другие - в окружении детей, внуков и внучек, третьи - с коллегами. У актрисы Уфимского татарского театра "Нур", народной артистки РБ и РТ Савии Сираевой все в жизни взаимосвязано. Дома она не может не думать о театре, на работе - о семье. Такая уж у нее натура - беспокойная. Савия Гимадисламовна счастливой себя не считает, но и обиженной Богом - тоже. Жизнь преподносила как радость встреч, так и горечь потерь... Деревенская девушка всего добивалась сама. К капризам судьбы научилась относиться спокойно, принимать их, как осень года. - Мне мама говорила: "Балам, когда очень тяжело - посмотри вокруг, кому-то ведь еще тяжелее..." Мать и отца Савия апа вспоминает с особой любовью и не перестает восхищаться не только их характерами, но и именами. Насколько они красивы - Гимадислам и Гольямал! От родителей она унаследовала талант, красоту, мудрость, терпение и как последний, двенадцатый, ребенок в семье получила чуть больше внимания и нежности. О родной деревне Старый Исай, что в Нуримановском районе республики, у Савии Гимадисламовны тоже очень теплые воспоминания. - Красивая деревня с тремя улицами. А меж двух улочек - речка Яланды. Мы с утра до ночи купались в ней. Чистили большие медные самовары, соревновались, у кого чище, а потом - рыбу ловили. Детство Савии пришлось на Великую Отечественную войну. - Очень тяжелые годы. Мы обнищали. Носить было нечего... Помню, мама из своего платка и старых лоскутьев сшила мне одежду. У нас единственное богатство было - большое зеркало, замутненное от пара самовара, кровать, стол да шкаф... - В таких условиях когда и кто смог привить вам любовь к искусству? - Моя семья. При иных обстоятельствах отец смог бы стать хорошим скрипачом. Он был, если можно так сказать, музыкальным человеком. После работы, сделав дела по хозяйству, топил баню и даже там... играл на скрипке... Став взрослой, я поняла, почему у него была такая потребность. Все четверо его сыновей воевали, и он очень скучал по ним. Грусть его сливалась с музыкой... С музыкой "дружили" и мои братья. Они играли на саратовской и русской гармошках. Постаревшие от времени инструменты часто ломались, их все приходилось переклеивать. Помню, отец с братом дуэтом играли: отец - на скрипке, брат - на гармошке. Они всегда умели создавать дома атмосферу праздника. А я без уговоров в пляс пускалась... А любовь к театру у меня тоже с детства. В клубе мы всей деревней ставили спектакли. Конечно, никогда не думала, что увлечение станет делом всей жизни... - Ваша самая первая роль? - В театрально-художественном училище (ныне Уфимское училище искусств) после войны играла Любовь Шевцову из "Молодой гвардии", потом - Сулумбике - передовичку, организатора колхоза. В преддипломных спектаклях - Вассу Железнову, причем на татарском и русском языках. Хотя на русском я вообще не умела говорить. Потом в "Свадьбе с приданым" старуху Лукерью... Вообще, меня выпускали из училища как актрису разноплановых ролей. Свою творческую биографию актриса начала в 1952 году в Салаватском государственном башкирском драматическом театре. За время работы в нем она создала более двадцати образов в спектаклях русской и башкирской драматургии. В 1964 году Савию Гимадисламовну приглашают на работу в Башкирский академический театр имени Мажита Гафури. Вначале она работала заведующей труппой, а затем - снова актрисой театра. Она играет почти во всех спектаклях, ее героини, созданные в таких сценических произведениях, как "Похищение девушки" Мустая Карима, "Свекровь" Ибрагима Балхазова, "У соседей гость" Назара Наджми, "Сны бывают недолгими" Ибрагима Абдуллина, "Близнецы", "С законным браком" Ангама Атнабаева выделяются особой яркостью. Савия Сираева - актриса как острокомедийная, так и драматическая. Доказательство тому - великолепная игра в произведениях классиков - "Иванов" Чехова, "Доходное место" Островского... К сожалению, проработав сорок лет под сводами Башкирского академического, ей пришлось уйти. Причина проста - кулуарные разговоры, да и с режиссером Рифкатом Исрафиловым дружбы у актрисы не было. - Он - прекрасный режиссер, постановщик, но не руководитель. Я всегда с ним конфликтовала. Но как актрису он меня уважал... - С кем из режиссеров вам особенно нравилось работать? - Я очень хорошо понимала Фатхлислама Галяутдинова. Буквально с полуслова. Он родом из моей деревни, работал в Салаватском и Сибайском театрах. Легко работалось с Шаурой Мусовной Муртазиной. Очень интересный режиссер! Многим актерам именно она дала путевку в жизнь... Мне все режиссеры близки, но есть более или менее талантливые. Конечно, многое зависит от самих актеров. Не люблю, когда актер в точности воспроизводит то, что ему говорят. Он сам должен обогатить образ. Пусть спорит с режиссером. Ведь каждый видит тот или иной образ по-своему, а истина, как известно, рождается в споре. - У вас есть любимые роли? - Любимых нет. Они, как дети, большие и маленькие - и все я люблю. Например, в тексте написано четыре строки - их я должна очеловечить, создать образ. А потом выйти на сцену и дать этому человеку жизнь. Есть образы, пользующиеся зрительской симпатией, есть - незамеченные, а есть такие, что я сама не допоняла... - А что-нибудь забавное, непредвиденное, что во время спектаклей случалось, не расскажете? - Интересные моменты сплошь и рядом. В спектакле "Жизнекей" ("Зятек") в академическом я играла сваху. Выбежала на сцену, а зритель не дает мне говорить: смеется, как никогда. Что такое? Оказывается, когда выходила, перескочила через огонь от замыкания в электросетях. Конечно, мне было не до смеху, перед зрителями я предстала в одних нижних штанах... Платье из синтетики наполовину расплавилось. - А как вас встретил "Нур"? - В то время его трудно было назвать театром. У него не было лица... Мы играли на сцене ГДК. Театр поднимал нынешний директор Урал Гирфатуллин. За десять лет сформировался настоящий театр с талантливым, сплоченным коллективом, где нет места сплетням. - Кто, по-вашему, подает надежды в татарском театре? - Я очень уважаю Ирину Ганиеву, Мининнур Саитову. Какая у нее органика! Рушат Мударисов, Ильфат Булатов, Рустам Галиев - очень вдумчивые актеры. Сама Савия Сираева для своих талантливых коллег - как маяк, для нас, зрителей, - всегда новое откровение. Когда она появляется, сцена словно оживает, как природа с приходом весны. Свой семидесятилетний юбилей заслуженная актриса встречает в расцвете сил. Продолжает играть. Уже двенадцать лет Савия Сираева работает на радио "Шарк", ведет юмористические передачи. Много раз порывалась уйти, но сотрудницы не отпускают... - Ваш рецепт красоты? - В еде я абсолютно не ограничиваю себя. Танцами перестала заниматься года три назад, а гимнастику утреннюю делаю каждый день по десять минут. Савия Гимадисламовна, с юбилеем Вас, оставайтесь такой же неповторимой!

Роли, созданные в спектаклях прошлых сезонов: